Великий мастер психоанализа (к 65-летней годовщине со дня смерти Зигмунда Фрейда)
---------------------------------------------
Пожалуй трудно найти в истории мировой медицины фигуру более противоречивую и загадочную, чем великий австрийский психоаналитик Зигмунд Фрейд. Достигнув мировой славы на поприще глубокого погружения в сознание и подсознание неисчислимого количества пациентов, сам Фрейд был личностью весьма закрытой и не позволял никому, в особенности своим биографам, даже самым талантливым и именитым, вторгаться в свой внутренний мир. Он так написал Цвейгу, вознамерившемуся "увековечить" жизнь великого ученого: "Кто становится биографом, обязуется лгать, утаивать, лицемерить, приукрашивать и скрывать свое собственное недопонимание".
Кем же был на самом деле этот венский профессор, приписавший всему человечеству самые низменные с точки зрения этого самого человечества инстинкты? И каким путем пришла к нему беспрецедентная слава и всеобщее почитание его таланта?
Зигмунд Фрейд родился в 1856 г. в небольшом городке Фрейберг в 240 км от Вены. Городок был весьма провинциальным, впрочем как и семья, в которой Зигмунд появился на свет. Бедность и нищета сопровождали юношу с самого раннего возраста. Тем не менее, он поступил в достаточно престижный лицей и проявил себя в науках весьма успешно. Особенно легко давались ему иностранные языки, литература, античная история, философия. Похвалы учителей и зависть сверстников навсегда поселили в душе юного Фрейда привычку глубоко скрывать свои эмоции и то, что все мы впоследствии с его же легкой руки привыкли называть комплексами. Вот и первое противоречие, с которым столкнулся в жизни Фрейд.
Дальше было еще серьезней. На гребне времени он увлекся политикой и марксизмом, но, к счастью, быстро понял, что это не его путь.
Без всякого желания, а скорее идя на поводу сложившейся традиции в еврейских семьях того времени, он поступил на медицинский факультет университета. Учеба была ему в некотором смысле в тягость. Его увлечения не были продолжительными: заинтересовавшись одним, он быстро охладевал и переключался на другое. Такая непоследовательность не приносила ему особого уважения в глазах преподавателей, и он закончил учение без особых успехов.
Далее в течение шести лет он проработал в институте физиологии, занимаясь, как ни странно рыбами и ракообразными, что в конце концов ему также надоело.
Наконец, он оказывается в лаборатории профессора клинической психиатрии Мейнерта, что давало возможность заниматься изучением мозга на эмбриональной стадии развития. Это уже становилось интересным, но совершенно не приносило прибыли. А молодой ученый был весьма тщеславен и достаточно прагматичен. Правда в это время Фрейд уже успел проявить себя как ученый, написав книгу об афазии - расстройстве речи у больных, перенесших инсульт. Однако ни денег, ни славы этот научный труд ему не принес.
На некоторое время Зигмунда отвлекает от науки серьезные чувства, которые он испытывает к молодой девушке Марте Верней. Их отношения очень сложны, полны драматизма, ревности, временных разрывов, но что-то необъяснимое постоянно влечет молодых людей друг к другу.
Между тем Фрейд поступает учеником в главный госпиталь Вены и получает там через год пост ассистента. Затем ведет там же платные занятия для стажеров, но все это - сущие гроши. Полученное вскоре звание приват-доцента также не меняет к лучшему его материальное положение.
В 1884 году появляется надежна прославиться и разбогатеть: Фрейд привозит в Вену малоизвестный тогда алкалоид - кокаин в надежде первым открыть его свойства. Но судьба снова вмешивается в его жизнь - он уезжает с невестой на отдых, а его ассистенты в это время успевают открыть обезболивающий локальный эффект кокаина и даже официально оформить свое открытие. Так Фрейд снова упускает свою удачу.
Вслед за этим последовала еще одна попытка найти свое место под солнцем. Фрейд отправляется в Париж к знаменитому Шарко, тому самому, который изобрел контрастный душ. Здесь Зигмунд вдоволь насмотрелся, как знаменитый ученый при помощи гипноза излечивает толпы истеричек, коих тогда было не меряно. В душе Фрейда вновь поселилась надежда на успех, но сколько он ни пытался, не смог овладеть тайнами гипноза, это было ему не дано. Ограничившись тем, что перевел несколько трудов по гипнозу на немецкий язык, Фрейд бесславно возвращается в Вену.
Пошла достаточно скучная и однообразная жизнь. Фрейд наконец-то женится, но пик чувств уже прошел и женитьба воспринимается им как неизбежность, а появление семьи, как обременительная обязанность и необходимость ее достойного материального обеспечения. И Фрейд решается заняться частной практикой. Он объявляет об открытии частного кабинета по лечению нервных расстройств разного типа. Поначалу пробует беседы с пациентами, массажи, ванны, усиленное питание или диеты. Однако ничего не получается. Больные раздражают своим многословием, врач невпопад пытается вносить какие-то рекомендации, советы, которые фактически ничего не дают больным. Словом, того, что мы называем психологическим контактом с больным, Фрейду достичь так и не удается.
Удивительное дело, но тут на помочь врачу приходит его природная леность. Отбросив все, что стесняет его общение с больным, Фрейд находит новый путь: он укладывает больного на кушетку, уходит сам из его поля зрения, чтобы ничего не отвлекало и дает ему возможность свободно говорить все, что он хочет. Так появляется метод свободных ассоциаций, обнажающий подсознание, и рождаются основные нормы и догмы новой профессии. То есть Фрейд пытался подстроить практику и законы психоанализа под самого себя. Наконец-то дело пошло по-настоящему. Фрейд много работает, пишет книги, избегает так присущей ему праздности. Он по-новому оборудует лечебный кабинет, обставляя его не без некоторой роскоши, будучи убежденным в том, что интерьер тоже оказывает определенное влияние на эффективность лечебного воздействия, с одной стороны, а с другой, внушает больному уважение к доктору и заставляет его платить приличную сумму за сеанс. Постепенно материальное положение Фрейда меняется к лучшему, растет его известность, авторитет в определенных весьма обеспеченных кругах. Фрейд пишет новую научную работу, безупречная литературная форма которой приносит автору премию им. Гете по литературе. Это произошло в 1930 году.
Окончательный поворот к настоящей славе произошел 5 марта 1902 года, когда император Франсуа-Жозеф I подписал официальный указ о присвоении З. Фрейду звания профессора-ассистента. Пациенты хлынули рекой. Зигмунд Фрейд организует вначале психологическое общество среды, а с 1903 года возглавляет Венское психоаналитическое общество. Здесь собирается весь декадентский бомонд, заседания ведут не только врачи, но и писатели, музыканты, поэты, издатели. Все разговоры о книгах Фрейда только увеличивали его славу. Чем больше критики говорили о непристойности, порнографии, покушении на мораль, тем активнее декаденствующее поколение шло к нему на прием.
К этому времени окончательно складывается концептуальное ядро теории Фрейда: концепция психоневроза и учение о психическом аппарате, базирующемся на идее бессознательного. По мнению автора, бессознательное - та часть психики, где сосредоточены инстинктивные импульсы - желания и вытесненные из сознания идеи. От сознания бессознательное отгорожено областью предсознательного (разумное "Я" человека, память, мышление). Оно осуществляет цензуру желаний бессознательного и представляющих их идей, сообразуясь с реальностью внешнего мира, сопротивляется их попыткам проникнуть в сознание. А неразряженные желания, сохраняющие активность, находят окольные пути в виде сновидений, обмолвок, юмора, а также явлений психической патологии.
Другим краеугольным камнем теории Фрейда явилось учение о либидо и детской сексуальности. С точки зрения этого учения процесс психического развития человека есть в своей сущности биологически детерминированным процесс превращений его сексуального инстинкта.
Учение Фрейда, не будучи строго философским, несет в себе значительный мировоззренческий потенциал. Он связан со специфическим осмыслением человека и культуры. В его основе - убеждение Фрейда в антагонизме природного начала в человеке, сексуальных и агрессивных импульсов бессознательного, с одной стороны, и культуры, с другой. По Фрейду культура олицетворяет отказ от удовлетворения желаний бессознательного и существует за счет сублимированной энергии либидо. А отсюда вывод Фрейда о том, что прогресс культуры ведет к уменьшению человеческого счастья и усилению чувства вины из-за растущих ограничений для реализации природных желаний. При объяснении происхождения и сущности инстинктов культуры автор исходил из трактовки подобия индивидуальных и коллективных психологических закономерностей, а также одинаковости механизмов формирования нормальных и патологических явлений психики. Это привело его к убеждению, усмотрев сходство между симптомами невроза навязчивости и религиозными обрядами, объявить религию "коллективным неврозом", а наличие в психике человека типических форм реагирования (Эдипов комплекс) и коллективных символов указывает, по его мнению, на реальные события в истории человечества, памятью о которых выступают данные психические феномены. С этих же позиций Фрейд усматривает либидную основу и в группе людей. Эта либидная связь выражается в идентификации индивидов с лидером, который становится внутрипсихическим идеалом для каждого. Усваивая этот идеал, человек отказывается от части собственного "Я" и объясняется с другими через общий для всех групповой идеал вождя.
Следует ответить, что социо-психологические взгляды Фрейда оказали существенное влияние на искусство, социологию, этнографию, психологию и психиатрию первой половины XХ века.
Подлинным апогеем славы ученого было чествование в 1922 г. Лондонским университетом пяти великих гениев человечества - Филона, Мемонида, Спинозы, Фрейда и Эйнштейна. Но миг счастья был недолог. Уже в апреле 1923 г. Фрейда оперируют по поводу раке ротовой полости. Ученого мучают страшные боли, ужасный, неуклюжий протез, который не позволял нормально говорить и принимать пищу. Свое несчастье Фрейд принимает стоически: он продолжает писать статьи, одновременно борясь о попытками использовать его имя в рекламных целях.
Приход фашизма делает его жизнь еще более трагичной: в Берлине публично сжигают его книги, любимая дочь Анна, ставшая его научной преемницей, схвачена гестаповцами. Семья Фрейдов бежит в Лондон. Состояние здоровья ученого становится безнадежным и он принимает последнее в своей жизни решение - прервать невыносимые и бессмысленные мучения. Шла осень 1939 года... По просьбе великого Зигмунда Фрейда его лечащий врач ввел ему смертельную дозу морфия. Так окончил свои дни великий мастер психоанализа.